Обоснование рукописных картографических материалов Генерального межевания восточной Белоруссии
- Подробности
- Опубликовано: 27.05.2015 16:01
- Автор: Анищенко Евгений Константинович
- Просмотров: 888
Первыми сплошными съемками топографического характера территории восточной Белоруссии, включавшей Могилевскую и Полоцкую губернии, являлись межевые работы Смоленской (Могилевской и Полоцкой—в порядке межевания губерний) межевой конторы. Генеральное межевание здесь проводилось в 1783—1785 гг. одновременно силами 24 землемерных партий. Штат конторы был укомплектован силами 190 полевых техников с приданными чинами военной команды (226 чел.). полевые работы выполняли 104 техника, в том числе 12 а землемеров, 7—второклассных, 23-25 помощников, 48-51 учеников, включая сверхкомплектный состав. Штат землемеров на протяжении съемок белорусских губерний сохранялся постоянным, текучесть происходила во вспомогательном персонале.
Основной задачей межевых съемок являлось создание документального обоснования верховных прав царизма на присоединенную территорию и наглядное обеспечение плановым материалом монополии помещичьего сословия на землю. Генеральным межеванием создавалось плановое обоснование незыблемости фактического бесспорного феодального землевладения с фиксацией его в натуре и на картографическом материале. Параллельно закреплялись итоги земельных пожалований правительства. Новые документальные источники землевладения заменяли всю предшествующую граничную и земельно-учетную документацию.
В основе измерительных, картосоставительных и описательно-статистических работ лежала методика полигонометрии, разработанная и широко применяемая в русской картографии середины XVIIIв. В отличие от мензульного способа инструментальных съемок польских коморников и топографов, с вычерчиванием ситуации непосредственно в поле, межевые съемки выполнялись полуинструментальным путем с помощью астролябии и с параллельным выполнением текстового сопровождения.
Геодезическая основа съемок создавалась в процессе полевых измерений путем построения каркасной сети опорных (инструментальных) ходов по границам владений. Инструментальный ход прокладывался по межам с измерением расстояний железной 10-саженной цепью. Румбы ходовой линии и углы поворотов измерялись астролябией с диоптрией и компасом. Цепи предварительно компарировались. Земельные планы ориентировались по сторонам света. Астрономическим путем были определены только географические координаты губернских и уездных центров, от которых начинались съемки. Широты астропунктов были получены еще в 1772 г. во время экспедиции А. Лепехина. Долготы получали счислением условного меридиана. Местоположение административных центров не привязывалось к системе координат, а выражалось на картах в виде расстояний (верст). Расстояние до различных географических объектов, лежащих в стороне от основной линии, определялось глазомерно геодезистом. Средством контроля служил метод засечек. При измерении площадей крупных территориальных комплексов применялась прокладка дополнительных внутренних инструментальных ходов, что чаще делали помощники землемеров. Съемка контуров сельхозугодий и «знатных урочищ» проводилась методом перпендикуляров от линии хода (межи владения). Основное внимание уделялось геодезической и плановой фиксации постоянных и устойчивых физико-географических обьектов.
Главным исходным материалом для картосоставления служил полевой журнал. Он содержал записи точного времени съе ок, полевых измерительных операций, съемочного каркаса с математическими привязками, описание качества почвы, системы гидрографии, сведения о владельцах смежных дачах. Текстовое описание в камеральных условиях, обычно зимой, переводилось в картографическое изображение. Разрыв между процессом съемки и графическим переводом информации о местности приводил к искажениям, ошибкам, произволу в рисунке ландшафта и гидрографии. На специальных планах дач показывались все населенные пункты, мануфактуры, мельницы, земельные угодья, реки с притоками и ручьями, овраги, болота, дороги и т.п. Дифференцированно учитывался и отделывался лес, почвенный покров. С завершением межевания отдельной дачи, она наносилась на Генеральный план уезда, учитывавший взаиморасположение всех обмежеванных дач. Измеренные линии обозначались числовым размером (саж.), а углы—в градусах. При определении земельных площадей камеральным путем строилась полигонная сеть из геометрических фигур—своеобразный прототип сети триангуляции. Последние служили математической основой статистических подсчетов результатов межевания.
Е. К. Анищенко Институт истории АН БССР, г. Минск
Из истории науки и техники Белоруссии. Тез. докл. конф. 26—27. Мая 1988. Мн., 1988