Методы ретроспективного анализа...
- Подробности
- Опубликовано: 27.02.2016 08:38
- Автор: Анищенко Евгений Константинович
- Просмотров: 1350
Анищенко Е. К. (Минск)
МЕТОДЫ РЕТРОСПЕКТИВНОГО И КАРТОГРАФИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ДОКУМЕНТОВ ПО ИСТОРИИ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ И ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ В БЕЛОРУССИИ ХУШ в.
Традиционным.в белорусской историографии источником изучения феодального землевладения и крестьянского землепользования являются инвентари. Между тем, до сих пор не разработан огромный массив инвентарных записей в книгах городских, земских судов, магистратов, воеводств и поветов за ХУШ в. Это существенно влияет на широту и методику научных обобщений и выводов, требует совершенствования и корректировки результатов исследований.
Единственным сплошным источником по истории видовой и имущественной отруктуры землевладения в Белоруссии до введения ревизского учета душевладения в 1772 г., являются тарифы подымного налогообложения по поветам и воеводствам. Однако, они вводились в научный оборот недостаточно и без обоснования принципов извлечения информации. С точки зрения полноты и наглядности земельного учета, включая размеры барской запашки, территориально-административного местоположения, самым полноценным источником являются материалы Генерального межевания восточно-белорусских земель за 1783-І785 гг. и данныепереписи душевладельцев за всю последнюю четверть ХУШв. Аналогичным источником являютоя также Атлас и Экономическое примечание кнему на Минскую губернию за1798-1800 гг. Однако последние не имеют данных поземельных измерений имений.
Совокупность межевой документации конца ХУШ в. может с успехом использоваться в качестве конструктивного источника для целей ретроспективного анализа прежде всего видовой и имущественной структуры феодального землевладения центральной и восточной территории Белоруссии в первой половине ХУШ в. Для этого можно предложить следующие принципы ретроспекции.
Данные Генерального межевания предварительно картографируются на современной основе в масштабе 1:100000, а затем генерализуются в требуемом масштабе ддя сравнения с картами первой половины ХУШ в. В первую очередь фиксируются государственные владения и все конфискованные и секвестрированные имения, списки которых сохранились на середину ХУШ в. Путем исключения из сети населенных пунктов пожалованных владений получается видовая и имущественная структура землевладения на 1769—1772 гг. Дальнейшая ретроспекция данных картографического анализа требует предварительного уточнения сопоставимых единиц измерения по тарифам и межеванию, а также совмещения административного деления. Следующий этап работы, поэтому, связан с идентификацией владений по разнотипным источникам. Искомые выводы носят условный характер и их можно корректировать только на основе знания темпов мобилизации землевладения.:Такой материал предоставляет анализ динамики структуры землевладения с конца ХУШ по середину XIX вв. Выведенный коэффициент подвижности можно использовать при установлении, по данным за середину XIX в., структуры землевладения Минской губернии по размерам земельных площадей в конце ХУШ в. Валовые итоги подсчетов образуют основу для вычислений среднестатистических показателей (например, земли на крестьянский двор и т.п.).
Более сложной и трудоемкой является задача применения метода картографической ретроспекции при установлении размеров землепользования. Межеванием завышены размеры пашни в имениях. Межевые данные не совпадают даже с хронологически сопоставимыми инвентарными описаниями. Поэтому, правильным будет расчет представительности показателей уровня крестьянской землеобеспеченности по итогам межевания на те имения, на которые имеются инвентари. Зная репрезентативность выборки инвентарей, на фоне более сплошных данных можно затем уже установить и достоверность инвентарного земельного учета, проследить устойчивость и динамику крестьянского землепользования до Генерального межевания. Коррективы в итоговую картину могут внести только социально-экономические факторы развития фольварочного полеводства и прежде всего темпов прироста барской запашки. Однако и в данном случае картографический анализ может быть успешным лишь после предварительного установления объемных и пространственных мер земельного учета (мер высева и обьектов обложения). В окончательном виде на карту можно вынести различные диаграммы. Особенно наглядным выглядит динамика леопокрытия.
Источниковая разработка массовых источников на основе применения комплексного анализа, в том числе и методики картографической ретроспекции, позволяет углубить наши представления о содержании социально-экономических процессов, уточнить глубину и масштабность сложившихся выводов в историографии.
Методология, историография и источники изучения исторического опыта регионального развития. Тезисы докладов и сообщений Всесоюзной научной конференции. Свердловск. 23-25 октября 1990 г. Вып 2. Источниковедение. Свердловск. Инст. истории и археологии УРО АН СССР. 1990. С. 6-8.