Рукописные описания восточнобелорусских губерний

Рукописные описания восточнобелорусских губерний как памятники историко-хозяйственной мысли рубежа XVIII-XIX вв.

(Черновой вариант к статье «Топографические описания»)

В XVIIIстолетии в науке и практике господствовала описательная или камеральная статистика, охватывавшая широкий комплекс сведений административного или экономического характера[2]. Результаты астрономических работ ее легли в основу картографических изданий Географического департамента Академии. В 1777 г. Лепехин вошел в состав топографического департамента академии, который 26 апреля утвердил проект «общего топографического и физического описания Российской империи»[4].

В рамках указанного проекта велось сочинение Атласов губерний и наместничеств. Из работ данного периода сохранилось несколько вариантов Атласов Полоцкого и Могилевского наместничеств с краткими географическими и статистическими характеристиками местности. Группа таких Атласов хранится ныне в библиотеке СПБ[6]. По мнению Н.Л. Рубинштейна[8]. Описания открываются письмом белорусского генерал-губернатора П. Б. Пассека от 18 июля 1784 г. на имя секретаря кабинета Екатерины 11 П. А. Саймонова, в котором сообщается о завершении порученной работы согласно присланной программы от 1 марта 1784 г. Пометы на письме говорят о поступлении описаний в кабинет царицы 2 августа 1784 г. Все листы описания Полоцкой губернии скреплены подписью секретаря губернского правления Ивана Рогожина, а описания Могилевской губернии—рукою также секретаря тамошнего правления Осипа Семенова. Действительность оригиналов заверена подписями вице-губернаторов и советников правлений.

В рукописном собрании АН Летувы, в коллекции бумаг «могилевского профессора Соколова»[10]. Здесь имеется копия письма секретаря кабинета Екатерины 11 П.А. Саймонова от 1 марта 1784 г. на имя П.Б. Пассека. В письме говорится о высочайшем повелении «сочинить для собственнаго ея (величества—А.Я.) употребления Топографическое описание каждого наместничества порознь» с приложением вопросника из 61 пунктов. Анкета включает план описания наместничества в целом (25 вопросов), описания городов (16 вопросов) и описания уезда (20 вопросов). И по числу вопросов и текстуально присланная анкета совпадает с программой описания губерний, опубликованной Н. Рубинштейном[12]. Это позволяет считать, что и описание Полоцкого наместничества было отослано по назначению в конце июля 1784 г. Таким образом, оба топографические описания 1784 г. восточнобелорусских губерний были созданы на основе административной отчетности—наиболее точным и достоверным путем для своего времени в течение 1 марта -18 июля 1784 г. Поскольку сводка и обобщение первичной информации проводилась в губернских правлениях, то подлинными составителями и редакторами топографического описания Могилевской губернии следует считать секретаря правления, капитана О. Семенова, а описания Полоцкой губернии—секретаря того же правления И. Рогожина.

Данные исторические источники разделяют как достоинства, так и недостатки официальной статистики судебно-административных инстанций царской администрации, социальный горизонт мышления своих авторов и составителей. Землемеры Генерального межевания, таким образом, не имеют прямого отношения к образованию данных описаний. Это подтверждается и тем, что в представленных текстах отсутствуют количественные итоги межевания рассматриваемых губерний.

Значительную часть рукописного текста занимает физико-географическая характеристика губерний: их местоположение, качества почвенного и растительного покрова, гидрографии и т.д. Площадь административных единиц показана в квадратных верстах.

Авторы описания Полоцкой губернии не отличают белоруссов от великоруссов, что свидетельствует о русификаторских взглядах составителей. Местные жители в описании Могилевской губернии сближены со шляхтой, которая разговаривает «по-русски…почти вся». В антисемитских тонах описываются нравы еврейского населения. Наиболее полную информацию описания дают о количестве податного и неподатного населения губерний в поуездном разрезе по итогам ревизии 1782 г., причем с учетом прибылых душ. В описании Полоцкой губернии такие сведения поданы в описательной форме, а по соседней губернии—в форме таблицы. Подробно представлено соотношение между жителями городов и сельской местности, их сословное деление. Топографические описания впервые приводят данные о распределении духовенства и священнослужителей «по законам», численности русских выходцев, которые вернулись из бегов по амнистии 1779 г.

По каждому уездному центру сообщается о продолжительности, годовых оборотах, участниках ярмарок. Так, 11 ярмарок в г. Полоцке длились каждая по 1 дню. На ярмарке в местечке Сиротино «народу бывает до 2000 чел.». указывается направление торговых связей, ассортимент товаров. В описании г. Витебска сказано, что «торги промысел купцов и мещанства состоит главной частию, что скупая всегда зимним временем в разных округах Могилевскаго наместничества пеньку, лен, семя льняное и конопляное и всякой хлеб, меди воск в немалом количестве, разные кожи, по примеру слишком на 100000 рублей, весною отвозят по реке Двине в город Ригу». Однако, по большинству городов и местечек отмечается, что мещане «упражняются более хлебопашеством» и работой «на заработках» по сплаву и вывозу сельскохозяйственной продукции.

Топографические описания ясно свидетельствуют о тесной связи крестьянских хозяйств с торговыми центрами. Так, по г. Черикову говорится, что некоторые горожане деревенскую продукцию «покупают на торгах от крестьян в том городе и в протчих местах, а сами продают оное рославским, вяземским, дорогбужским и ржевским торговым людям сумою примером до 400000 рублей». В качестве массового занятия крестьян отмечается производство ими на продажу посуды и обуви. Интересные характеристики даются по сельскому ремеслу. Например, в Суражском уезде Полоцкой губернии описан железный завод в имении кн. А. Вяземского, который принадлежит «его сиятельства крестьянам. Построен уже около 100 лет. Выплавливаются железо в хорошее время до 50 пудов, котораго никуда не отвозят, а покупают у них окольные крестьяне на сошники». Образование большинства подобных производств датируется серединой XVIII в. В том же уезде в дер. Ворово и Лубянка имелось два стеклянных завода, на которых работы исполнялись «наемными людьми и своими работниками. Продают же оное стекло по околичным селениям».

Распространенным занятием крестьян был промысловый отход по паспортам для гонки леса в Ригу, Херсон, Кременчуг, по обслуживанию купеческих транспортов. Вывозили крестьяне и свои продукты—«хлеб и ремесла своего вещи на продажу по разным местам», как это указано в описании Копысского и Мстиславского уездов.

Основным же занятием крестьянства отмечается хлебопашество. В описаниях уездов сообщается о видах и сроках посева сельскохозяйственных культур, кратко расписан цикл земледельческих работ, формы обработки пашни о орудия земледелия. Наряду с фактами лядинного полеводства, отмечается отсутствие запущенной пахоты, что должно свидетельствовать об интенсивной распашке земель.

Правительство Екатерины 11 намеревалось составить комплексное описание империи в историческом и этнографическом отношении, в котором топографические описания должны были занять существенное место. Об этом говорит тот факт, что 31 января 1785 г. П. Саймонов поручил П. Пассеку составить «регистр буграм и холмам» вверенных ему наместничеств. Список «горам Могилевского наместничества», датированный 11 октября 1785 г., с перечнем курганов и шанцев войн 17-18 веков, хранится в РГВИА[14] Характер запрашиваемых сведений говорит о том, что К. Герман интересовался таким кругом данных, которые позднее войдут в подготовку изданий губернских описаний конца XVIII в. для учебных заведений, географических словарей, просто для образования чиновничьего аппарата и членов царствующей династии.

Правление 8 июля 1788 г. адресовало запрос Полоцкой межевой конторе. Последняя указала на невозможность выполнения поручения в связи со сдачей межевых материалов в вышестоящее ведомство. Бесплодная переписка тянулась до апреля 1791 г. К. Герман миновал ее тем, что обратился за справками в Межевую канцелярию. Вероятно, это объясняется и тем преимуществом, которое в губернском правлении отдали составлению очередного хозяйственно-географического описания.

Один из вариантов последнего хранится в виде рукописи на 146 листах в ГИМ[16]. Обе редакции отличаются в основном объемом изложения.

Данное описание Полоцкой губернии составлено также в виде отчета на программу, содержание которой полностью совпадает с «Начертанием к хозяйственному описанию наместничеств России 1790 года» Вольного экономического общества, которое опубликовал А. Ходнев[18]. Для этого он со времени увольнения от должности (8 февраля 1791 г.) и до официальной отставки по указу от 20 марта 1792 г. «чтоб не скучать», лично объехал 7 городов наместничества, в ходе чего и «сделал хозяйственное описание губернии и ее уездов». Правда, в ходе инспекции он «ничего достойного» не открыл, кроме «простого хлебопашества и безращотнаго курения вина». К достойному он отнес «странное отвращение к городской жизни, когда все ходят пешком и один пред другим не выставляется»[20].

Первые 2 экземпляра описания губернии А. Лунин отослал из рязанского имения на имя канцлера А. Безбородка 22 августа 1792 г. (один экземпляр предназначался лично императрице). В декабре 1792 г. Лунин писал, что «хотя и не был сочинителем сего описания», но именно по его усердию было изготовлено уже 4 варианта Топографического описания Полоцкой губернии[22]. 1 декабря 1802 г. К. Томашевский сообщал об отсылке в камерколлегию Сената «камерального описания с картами Белорусской губернии»[24]. Судя по переписке, очевидно, что в 1800-1802 гг. были составлены 2 описания-одно на Белорусскую, а одно—на Витебскую губернию. По отчету губернского землемера можно судить следующее об информационной нагрузке губернской карты.

Как писал К. Томашевский, «таковая карта составлена с означением на онойгор, больших селений, монастырей, фабрик, заводов, рек, ручьев, озер, судовых пристаней, равнин, лесов, так и описаний рекам, озер, пристаней, поргов, мостам, перевозам, почтовым дорогам и исправлению оных, об климате и пространстве губернии, с показанием числа земли и угодий порознь и вообще удобных и неудобных в каждом уезде и вообще во всей губернии с подробно требуемым по начертанию описанием»[26], управляющего Генштабом, генерал-лейтенанта, барона М. Б. Толля и генерал-квартирмейстера князя А. Вяземского. Соответствующие работы возглавил титулярный советник, губернский землемер Я. И. Тюньков. Описание 1814 г. включало статистические таблицы на 20 листах, генеральную и почтовую карты, каталог населенных пунктов и камеральное описание уездов. Окончательно рукопись описания объемом в 170 листов была отослана 3 января 1817 г[28].

С этого времени практика составления топографических описаний перерастает в форму отчетов губернаторов и закрытых военно-статистических описаний губерний офицерами Генштаба. Можно смело сказать, что у истоков их стояли топографические описания конца XVIII в.

Хозяйственно –географические описания восточнобелорусских губерний конца XVIII-начала Х1Х вв. являются уникальным плодом коллективного творчества по составлению разнообразных сведений о жизни наших предков. Они должны стать помощниками для краеведов и объектом самостоятельного исследования для специалистов разных отраслей науки.

 


[2] Таранович В. П. Экспедиция Экспедиция академика И. И. Лепехина в Белоруссию и Лифляндию в 1773 г.//Труды института истории науки и техники. М., -Л., 1935. Вып. 5. С. 545-568

[4] ПСЗ-1, Т. 20. № 14671

[6] ПСЗ-1. Т. 21. № 15628

[8] РГВИА, ф. ВУА. № 18356

[10] РО БАН Летувы, ф. 16, д. 127

[12] НИАБ, ф. 2584, оп. 1, д. 3, л. 64-98

[14] НИАБ, ф. 1437, оп. 1 , д. 1, л. 46, д. 1338, л. 71-72

[16] РГВИА, ф. ВУА, № 18354

[18] ОПИ ГИМ, ф. 153, карт. 3, д. 1, л. 2

[20] НИАБ, ф. 1437, оп. 1, д. 1338, л. 77, 81, 85 об., д. 1351, л. 68

[22] НИАБ, ф. 1437, оп. 1, д. 1354, л. 54

[24] Там же, ф. 1416, оп. 4, д. 5, л. 164, ф. 1437, оп. 1, д. 1359, л. 251

[26] Там же, ф. 1437, оп. 1, д. 1516, л. 1

[28] Там же, д. 1516, л. 3, 8